Гонгора усечённая

Гонгора характеристики

Как и другие растения-эпифиты, гонгора обладает воздушными корнями, окрашенными в белый цвет. Средняя высота куста составляет от 25 см до полуметра.

Отличительной особенностью гонгоры является наличие ребристых псевдобульб, по форме напоминающих яйцо или конус. Их средняя длина равняется 8 см. Псевдобульбы некоторых разновидностей способны формировать подряд не менее 6 цветоносов. Каждая из них снабжена на верхушке парой узких листьев с кожистой поверхностью, покрытой ярко выраженными жилками до 30 см в длину.

Период цветения гонгоры приходится, как правило, на летние или осенние месяцы, хотя некоторые экземпляры могут зацвести в любое время года. Цветение длится довольно долго. На вершинах прямостоячих цветоносов формируются кисти соцветий, состоящие из большого количества мелких ароматных цветков. Их диаметр составляет от 3 до 5 см, в аромате присутствуют пряные нотки. Под их тяжестью стебли нередко начинают поникать к земле. Цветовая гамма цветов гонгоры довольно обширна и включает в себя самые разные оттенки – от желтого до густого коричневого или бордового, характерно наличие крапинок контрастных цветов.

Благодаря декоративности ее цветков гонгору часто используют для украшения интерьеров, высаживая ее в подвесные корзинки.


Отличительной особенностью гонгоры является наличие ребристых псевдобульб, по форме напоминающих яйцо или конус. Их средняя длина равняется 8 см. Псевдобульбы некоторых разновидностей способны формировать подряд не менее 6 цветоносов. Каждая из них снабжена на верхушке парой узких листьев с кожистой поверхностью, покрытой ярко выраженными жилками до 30 см в длину.

Гонгора усечённая




Название рода произошло в честь бывшего короля Колумбии Кабаллеро-и-Гонгора, жившего в 19 веке. Род насчитывает около 50 видов эпифитных орхидей, которые растут в Боливии и Мексике. Особенностью рода является псевдо клубни рельефные и ребристые, с двумя складчатыми листами. На цветоносе развиваются множество цветков с длинноватой губой, смотрящей в середину. Цветоножка искривленная.

СЕКРЕТЫ УСПЕХА
Оптимальная температура роста Gongora + 25 °C, т.е. ИДЕАЛЬНЫЙ ФОТОСИНТЕРЗ протекает при умеренном и умеренно-холодном режиме. Это означает, что, если на растение будет воздействовать (например) 5.000 Люкс, а температура будет + 18 °C, новых клеток образуется раза в 3-4 больше, чем нежели орхидея будет содержаться при + 26 °C и таком же освещении.
Оптимальная температура:
День: 20-25 °C;
Ночь: 16-20 °C.

СВЕТ:

Информация различна, на некоторых сайтах пишут, что Гонгоры выращивают в теплицах с рассеянным освещением до 10000лк.
На других, что: Gongora можно выращивать как на ярком рассеянном свете, так и в полутени (от 10.000 до 30.000 Люкс). Идеальным местом содержания считается западная, восточная и юго-восточная сторона или же комбинация окон, когда зимой и осенью растение содержится на юге, а весной и осенью на востоке. Содержание на северных окнах возможно, но если у вашей орхидеи будут часто загнивать новые ростки или корни, то в дополнение к естественному освещению (хотя бы на осенне-зимний период) нужно установить лампы искусственного света.
Но в любом случае, прямых солнечных лучей не выносит!

СУБСТРАТ:

Выращивают данный вид орхидей как в субстрате (в горшках или подвесных решётчатых корзинках), так и без него (помещёнными на блоках). В качестве субстрата лучше всего подойдёт смесь крупной сосновой коры хвойных деревьев с древесным углём и мхом сфагнум (20-30 %), также возможно использование чистого сфагнума. При оптимальных условиях содержания Gongora с каждой псевдобульбы даёт не один, а сразу два новых ростка, поэтому горшки нужно подбирать из расчёта, чтобы орхидея не просто туда влезла, но и оставалось хотя бы 2-3 см свободного пространства по бокам. При использовании блоков желательно укрывать корни небольшой прослойкой из сфагнума.

ПЕРЕСАДКА:
Gongora не нуждается в частых пересадках, пересаживать желательно только тогда, когда это действительно необходимо: в случаях сильного засоления или уплотнения субстрата, при его критически высоком или низком pH (норма от 5,5 до 6,5 pH) или же, когда растение слишком разрастётся и старый горшок (корзина) станет ему слишком тесен. Лучшим временем для пересадки считается период, когда новые ростки орхидеи достигнут 5-7 см и начнут активно наращивать свои собственные корни.

ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА:
В местах произрастания Gongora имеет место чередование влажного и сухого сезона, т.е. растение потенциально научилось подстраиваться под условия пониженной влажности воздуха и прекрасно существует и без неё. Пониженная влажность воздуха (40-50 %) в природном ореоле произрастания наблюдается с середины ноября по начало апреля, в остальное же время кратковременные осадки выпадают практически ежедневно, что и держит показатель влажности на уровне 70-90 %, чаще всего 80-85 %. Орхидея может спокойно перестраивать процесс фотосинтеза в зависимости от изменения климата с влажного на сухой.

ПОЛИВ:
Частота и обильность полива орхидей данного вида напрямую зависит от интенсивности освещения и общей температуры содержания, чем они выше, тем чаще и обильнее нужно поливать

ПОДКОРМКА:
В период активного роста удобряют данный вид орхидей на каждый третий полив в 1/2 от концентрации удобрения, указанной на упаковке. Корни Gongora достаточно чувствительные к различного рода калийным, фосфорным и т.п. солям, содержащимся в удобрении, и могут очень быстро испортиться – потемнеть и усохнуть. В дополнение к обычной корневой подкормке также можно производить и внекорневую.

ПЕРИОД ПОКОЯ:
В природной среде произрастания Gongora годовой цикл делится на два периода: сухой и влажный. Однако, здесь следует отметить, что изменяется именно количество получаемой воды, температура и освещение существенных изменений не претерпевают, т.е. её рост притормаживается, но не останавливается.
В условия нашего климата растение может вести себя несколько иначе, так как интенсивность солнечного света зимой здесь не всегда оптимальная для роста и может упасть настолько низко, что у растения начнётся вынужденный ЗИМНИЙ ПЕРИОД ПОКОЯ. Он никаким образом не связан со стимуляцией цветения или является необходимым условием для гармоничного существования (развития) орхидеи, это всего лишь следствие плохого освещения, и ничего более. В этот период полив орхидеи нужно снизить до минимума. Идеальная температура для “спящего” растения 16-18 °C.

ЦВЕТЕНИЕ:

Цвести Gongora может в любое время года, а также несколько раз в год. Продолжительность цветения около недели.

ПОСЛЕ ЦВЕТЕНИЯ:
После цветения цветонос Gongora удаляют, при необходимости орхидею пересаживают и некоторое время содержат относительно сухой. Это необходимо для акклиматизации растения и для предотвращения загнивания ран на корнях, полученных в результате пересадки.

РАЗМНОЖЕНИЕ:
В домашних условиях данный вид орхидей размножается вегетативно, т.е. при помощи деления большого взрослого куста на части, при этом (чтобы новая делянка как можно быстрее смогла цвести) на каждое новое растение рекомендуется оставлять не менее трёх псевдобульб.

НАХОЖДЕНИЕ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ:

В период с середины мая и до момента, когда ночная температура не упадёт ниже 10-15 °C, возможно нахождение данного вида орхидей на открытом воздухе: на балконе или в саду, так как именно здесь понижение ночных температур происходит естественным путём, что в свою очередь является одним из факторов, стимулирующих цветение орхидеи. Многолетняя практика показывается, что такие растения вырастают более развитыми и намного обильней цветут.

Gongora Galardon = Gongora armeniaca x Gongora galeata
Gongora Galequindon = Gongora galeata x Gongora quinquenervis
Gongora Red Wasp = Gongora galeata x Gongora atropurpurea
Polystachya Douglas McMurtry = Polystachya bella x Gongora galeata
Polystachya Duckitt Limelight = Polystachya vulcanica x Gongora galeata
Polystachya Green Mamba = Gongora galeata x Polystachya bennettiana
Polystachya Peppermint = Polystachya valentina x Gongora galeata
Polystachya White Christmas = Gongora galeata x Polystachya virginea
Stangora Ombelle d’Automne = Gongora galeata x Stanhopea hernandezii

ПОДКОРМКА:
В период активного роста удобряют данный вид орхидей на каждый третий полив в 1/2 от концентрации удобрения, указанной на упаковке. Корни Gongora достаточно чувствительные к различного рода калийным, фосфорным и т.п. солям, содержащимся в удобрении, и могут очень быстро испортиться – потемнеть и усохнуть. В дополнение к обычной корневой подкормке также можно производить и внекорневую.

Гонгора усечённая

На вершине каждой псевдобульбы вырастает пара эллиптических листьев длиной до 45 см. и шириной 10 см. Лист сложен вдоль наподобие веера, часто с волнистыми краями, с острой верхушкой и коротким черешком.

Гонгора усечённая

Фото: Gongora galeata

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:

Родом Gongora galeata из Мексики, где произрастает эпифитно на деревьях, литофитно на скалах и даже непосредственно на земле на высоте от 600 до 1.800 метров над уровнем моря. Псевдобульбы двулистные, яйцевидной формы, размером около 5 см длиной и 2 см шириной, растут достаточно плотно друг к дружке. Листья ланцетные или элиптические, на кончиках заострены, размером до 30 см длиной и 7 см шириной. Цветоносы свисающие, появляются у основания псевдобульб, в длину достигают до 25 см и несут в себе до 20 цветков. Цветы ароматные, окрасом от жёлтого до коричневого, размером около 5,5 см в диаметре. Сепалии удлинённо-овальные, по краю загнутые. Петалии серповидные, имеют зубчики. Губа тройная, размером около 1,2 см длиной и 0,9 см шириной.

Чисто-жёлтая форма известна как Gongora galeata var. alba.

Синонимами данного вида орхидей считаются: Acropera atropurpurea, Acropera citrina, Acropera flavida, Acropera fuscata, Acropera loddigesii, Acropera luteola, Acropera pallida, Acropera purpurea, Acropera sulphurea, Gongora fuscata и Maxillaria galeata.

ТЕМПЕРАТУРА:

Gongora galeata не растёт на открытой солнечной местности, поэтому хоть сам регион произрастания и славится тёплым климатом, сами растения претерпевают максимально + 25 °C, т.е. ИДЕАЛЬНЫЙ ФОТОСИНТЕРЗ протекает при умеренном и умеренно-холодном режиме. Это означает, что, если на растение будет воздействовать (например) 5.000 Люкс, а температура будет + 18 °C, новых клеток образуется раза в 3-4 больше, чем нежели орхидея будет содержаться при + 26 °C и таком же освещении. Кроме того, не следует забывать, что природный климат по мимо всего прочего ещё и очень влажный, только в зимнее время относительная влажность воздуха снижается до 40-50 %, а в остальное время пребывает на отметке 75-90 %. В жизни растения это означает, что его фотосинтез протекает по принципу C3 / C4, т.е. УСТЬИЦЫ (расположенные на оборотной стороне листьев) практически всегда находятся в открытом состоянии и активно участвуют в газообмене, углекислый газ поступает через них в растение в дневное время и тут же пускается в переработку. В условиях обычного подоконника, где влажность воздуха 30-40 % это не всегда возможно, устьицы открываются только ночью, а поступающий через них углекислый газ перерабатывается только днём. Кроме всего прочего, для того, чтобы устьицы смогли нормально запасать углекислый газ, нужно чтобы температура окружающей среды в момент открытия была хотя бы + 25 °C, в идеале не выше 16-22 °C. В виду чего на первый план в уходе выходит именно НОЧНАЯ ТЕМПЕРАТУРА СОДЕРЖАНИЯ. Наиболее подходящий режим для подоконника:

День: 20-25 °C;
Ночь: 16-20 °C.

В условиях теплиц, орхидариумов и террариумов, где имеется стабильно высокая влажность воздуха, потребность в ночном понижении не так существенна, хоть и желательна. Сравнивая поведение растения в разных температурных режимах при благоприятно высокой влажности воздуха, самый лучший рост наблюдается именно в умеренно-холодном режиме, при дневных температурах на уровне 20-22 °C и ночным понижением до + 16 °C.

Gongora galeata можно выращивать как на ярком рассеянном свете, так и в полутени (от 10.000 до 30.000 Люкс). Идеальным местом содержания считается западная, восточная и юго-восточная сторона или же комбинация окон, когда зимой и осенью растение содержится на юге, а весной и осенью на востоке. Если отказаться от использования южных окон в жаркий летний период невозможно, то растения нужно хотя бы убирать с прямых лучей за тюлевую занавеску на столик или полки возле окна. Содержание на северных окнах возможно, но если у вашей орхидеи будут часто загнивать новые ростки или корни, то в дополнение к естественному освещению (хотя бы на осенне-зимний период) нужно установить лампы искусственного света – ФИТОЛАМПЫ [подробнее об освещении орхидей . ].

Выращивают данный вид орхидей как в субстрате (в горшках или подвесных решётчатых корзинках [подробнее об изготовлении корзинок . ]), так и без него (помещёнными на блоках). В качестве субстрата лучше всего подойдёт смесь крупной коры хвойных деревьев (Pinus pinea) с древесным углём и мхом сфагнум (20-30 %), также возможно использование чистого сфагнума. При оптимальных условиях содержания Gongora galeata с каждой псевдобульбы даёт не один, а сразу два новых ростка, поэтому горшки нужно подбирать из расчёта, чтобы орхидея не просто туда влезла, но и оставалось хотя бы 2-3 см свободного пространства по бокам. При использовании блоков желательно укрывать корни небольшой прослойкой из сфагнума или какого-то другого (живого) мха, это существенно облегчит вам жизнь, оберегая корневую систему от более быстрого пересыхания.

В частых пересадках Gongora galeata не нуждается, пересаживать орхидею желательно только тогда, когда это действительно необходимо: в случаях сильного засоления или уплотнения субстрата, при его критически высоком или низком pH (норма от 5,5 до 6,5 pH) или же, когда растение слишком сильно разрастётся и старый горшок (корзина) станет ему слишком тесен. Лучшим временем для пересадки считается период, когда новые ростки орхидеи достигнут 5-7 см и начнут активно наращивать свои собственные корни.

Читайте также:  Авокадо как хранить чтобы дозрел

ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА:

В местах произрастания Gongora galeata (Мексика) имеет место чередование влажного и сухого сезона, т.е. растение потенциально научилось подстраиваться под условия пониженной влажности воздуха и прекрасно существует и без неё. Пониженная влажность воздуха (40-50 %) в природном ореоле произрастания наблюдается с середины ноября по начало апреля, в остальное же время кратковременные осадки выпадают практически ежедневно, что и держит показатель влажности на уровне 70-90 %, чаще всего 80-85 %. Орхидея может спокойно перестраивать процесс фотосинтеза из состояния C3 / C4 (преимущественное состояние) до CAM, ориентируясь по ситуации – в зависимости от изменения климата с влажного на сухой.

Нельзя сказать, что влажность воздуха играет ключевую жизнь в развитии орхидеи, это не совсем так, её влияние опосредованно: одни процессы ускоряются, другие – замедляются. Однако, сказать, что низкая влажность смертельна – никак нельзя.

Влажность воздуха регулирует газообмен растения. В условиях пониженной влажности воздуха фиксировать углекислый газ (важная составляющая большинства химических процессов внутри растения) орхидея может только в тёмное время суток, а перерабатывать – днём, скорость развития замедляется. Зато при влажности воздуха от 70 % углекислый газ фиксируется днём и тут же вступает в переработки – рост новых клеток ускоряется.

Не менее важная функция влажности воздуха – сохранность водного баланса. Растение устроено таким образом, что в процессе своей “жизнедеятельности” оно не только поглощает необходимую для роста и развития влагу, но и испаряет её с поверхности листьев и стебля. Главенствующее влияние на этот процесс оказывает солнечный свет, под действием которого орхидея нагревается и скорость “потоотделения” увеличивается. При температурах от 18 до 28 °C и регулярном поливе данный процесс протекает совершенно нормальным, естественным путём – сколько воды испарилось, столько же всосалось корнями и т.д. При более высоких температурах скорость поглощения воды замедляется, а при достижении термометром отметки в + 34 °C практически прекращается полностью. Однако, при всём при этом активное испарение влаги с поверхности листьев не просто продолжается, а набирает скорость, приводя постепенно к их увяданиям, так как работа корней остановлена, и истраченная вода не восполняется. При влажности воздуха от 55 % и выше процесс “потоотделения” у Gongora galeata значительно притормаживается, поддерживая баланс влаги на должном уровне. Замечено, что в условиях регулярного полива при 16-26 °C без ущерба для здоровья орхидея может содержаться при обычной комнатной влажности воздуха.

Для повышения влажности воздуха непосредственно вокруг растений (не путать с помещением в целом) можно воспользоваться увлажнителем воздуха или же оборудовать подоконник поддонами с влажным керамзитом (песком, торфом и т.п. материалами). Под действием нагревающего фактора – (прямых) солнечных лучей или батареи (в зимний период) керамзит нагревается, вода испаряется, повышая влажность воздуха вокруг орхидей. В случае отсутствия нагрева на дно поддона рекомендуется укладывать обогреватель.

ПОМНИТЕ, что при уходе за орхидеями в условиях повышенной влажности воздуха необходимо регулярно проветривать помещение, где содержатся растения, так как влажный спёртый воздух является идеальной средой для массового размножения различного рода грибковых и бактериальных заболеваний.

Частота и обильность полива орхидей данного вида напрямую зависит от интенсивности освещения и общей температуры содержания, чем они выше, тем чаще и обильнее нужно поливать. Яркое солнышко провоцирует рост новых клеток, поэтому потребность в воде возрастает, и наоборот, снижение интенсивности освещения замедляет обмен веществ, и всасывание воды корнями орхидей значительно снижается, а в условиях очень плохого освещения, например, зимой, может прекратиться полностью. При этом не важно, поливаете вы ваше растение или нет, вода капиллярно затекает в верхний слой корня – веламен, но дальше внутрь растения не проходит, день стоит, два, три, при хорошей вентиляции в горшке часть её постепенно испаряется, а другая начинает разрушать стенки клеток, вызывая гниль. Слишком частый полив весной и летом орхидея вам простит, она сможет переработать данную влагу, а вот зимой и поздней осенью лучше уж не долить, чем перелить.

Воду для полива желательно использовать мягкую, отфильтрованную или же смесь обычной водопроводной и дистиллированной воды в пропорции 1:1. При использовании воды из-под крана помните, что по качеству она лучше именно в горячем кране, так как содержит меньше примесей, чтобы не давать накипь на трубах, соответственно, и pH её не очень высок [подробнее о поливе орхидей . ]. Субстрат между поливами должен хорошо просыхать.

В период активного роста удобряют данный вид орхидей на каждый третий полив в 1/2 от концентрации удобрения, указанной на упаковке. Корни Gongora galeata достаточно чувствительные к различного рода калийным, фосфорным и т.п. солям, содержащимся в удобрении, и могут очень быстро испортиться – потемнеть и усохнуть. В дополнение к обычной корневой подкормке также можно производить и внекорневую, когда очень сильно разведённым удобрением опрыскивается внешняя часть растения (листья). Лучше всего подкармливать орхидею, чередуя оба этих метода. Удобрение желательно использовать специализированное, с пометкой на упаковке “Для орхидей”, так как обычные удобрения для комнатных растений ориентированы на использование в обычной земле и при использовании их в субстратах на основе коры большая часть солей оседает мёртвым грузом в самом субстрате, создавая неблагоприятную для корневой системы орхидей среду, приводящую со временем к их массовому обгоранию. Самым лучшим удобрением считается удобрение, содержащие азот, фосфор и калий в равных долях, например, NPK = 3-3-3 или 8-8-8. Если такого удобрения у вас нет, то в начале вегетационного периода (появление новых ростков) подкармливайте орхидею удобрение с большим содержанием азота, а через 50-60 дней – удобрением с более высоким содержанием фосфора.

ПЕРИОД ПОКОЯ:

В природной среде произрастания Gongora galeata годовой цикл делится на два периода: сухой и влажный. Однако, здесь следует отметить, что изменяется именно количество получаемой воды, температура и освещение существенных изменений не претерпевают, т.е. растение никогда не находится в условиях сильного торможения обмена веществ – “сна”, её рост притормаживается, но не останавливается.

В условия нашего климата растение может вести себя несколько иначе, так как интенсивность солнечного света зимой здесь не всегда оптимальная для роста и может упасть настолько низко, что у растения начнётся вынужденный ЗИМНИЙ ПЕРИОД ПОКОЯ. Он никаким образом не связан со стимуляцией цветения или является необходимым условием для гармоничного существования (развития) орхидеи, это всего лишь следствие плохого освещения, и ничего более. Если в зимнее время ваши окна не оборудованы дополнительным освещением в виде ФИТОЛАМП [подробнее об освещении орхидей . ], а само растение не проявляет никаких признаков жизни (нет роста цветоносов, корней и т.п.), то полив орхидеи нужно снизить до минимума, т.е. или перейти на лёгкое опрыскивание поверхности субстрата из пульверизатора, или же прекратить его полностью. Не следует держать “спящие” растения в тесной близи от источников тепла, так как горячий воздух от батарей провоцирует более быстрое испарение влаги с поверхности листьев орхидеи, а так как корневая система не поглощает влагу или делает это экстремально медленно, быстро восстановить водный баланс крайне затруднительно, орхидея начнёт чахнуть и желтеть. Обильный полив в условиях недостаточного для активного роста освещения не принесёт долгожданного результата, так как для того, чтобы корни начали быстро всасывать воду и поднимать её наверх к листьям нужно, чтобы на эти самые листья воздействовало определённое освещение, пока его нет, обильный полив ничего хорошего, кроме вреда, не принесёт (корни начнут гнить). Если свет за окном недостаточен, разбудить орхидею сможет только лампа или же перестановка на более светлое (например, южное) окно. Идеальная температура для “спящего” растения 16-18 °C.

В условиях константного освещения, например, в террариумах, орхидариумах и т.п., без ущерба для здоровья Gongora galeata может развиваться без каких бы то ни было периодов засухи (имитация природных условий), в течение всего года равномерно наращивать зелёную массу и 2-3, а то и 4 раза в год цвести.

Цвести Gongora galeata может в любое время года, а также несколько раз в год. Продолжительность цветения около недели.

ПОСЛЕ ЦВЕТЕНИЯ:

После цветения цветонос Gongora galeata удаляют, при необходимости орхидею пересаживают и некоторое время содержат относительно сухой. Это необходимо для акклиматизации растения и для предотвращения загнивания ран на корнях, полученных в результате пересадки.

РАЗМНОЖЕНИЕ:

В домашних условиях данный вид орхидей размножается, как правило, только вегетативно, т.е. при помощи деления большого взрослого куста на части, при этом (чтобы новая делянка как можно быстрее смогла цвести) на каждое новое растение рекомендуется оставлять не менее трёх псевдобульб. В условиях оранжерей также применяется семенное и меристемное (клонирование) размножение.

НАХОЖДЕНИЕ НА ОТКРЫТОМ ВОЗДУХЕ:

В период с середины мая и до момента, когда ночная температура не упадёт ниже 10-15 °C, возможно нахождение данного вида орхидей на открытом воздухе: на балконе или в саду, так как именно здесь понижение ночных температур происходит естественным путём, что в свою очередь является одним из факторов, стимулирующих цветение орхидеи. Место надо выбирать защищённое от дождей, сильных ветров и прямых солнечных лучей. Многолетняя практика показывается, что такие растения вырастают более развитыми и намного обильней цветут.

ИЗВЕСТНЫЕ ГИБРИДЫ:

На основе Gongora galeata были образованы следующие стратегически важные ГИБРИДЫ:

  • Gongora Canary = Gongora flaveola x Gongora galeata
  • Gongora Clown = Gongora galeata x Gongora fulva
  • Gongora Gacadon = Gongora galeata x Gongora cassidea
  • Gongora Gagradon = Gongora galeata x Gongora gratulabunda
  • Gongora Gagrodon = Gongora galeata x Gongora grossa
  • Gongora Galardon = Gongora armeniaca x Gongora galeata
  • Gongora Galequindon = Gongora galeata x Gongora quinquenervis
  • Gongora Red Wasp = Gongora galeata x Gongora atropurpurea
  • Polystachya Douglas McMurtry = Polystachya bella x Gongora galeata
  • Polystachya Duckitt Limelight = Polystachya vulcanica x Gongora galeata
  • Polystachya Green Mamba = Gongora galeata x Polystachya bennettiana
  • Polystachya Peppermint = Polystachya valentina x Gongora galeata
  • Polystachya White Christmas = Gongora galeata x Polystachya virginea
  • Stangora Ombelle d’Automne = Gongora galeata x Stanhopea hernandezii

Все выше представленные материалы являются собственностью данного сайта,,
полная или частичная публикация которых (согласно статьи 1270 ГК РФ) наа
других ресурсах без согласования с правообладателем запрещена и караетсяя
штрафом в размере от 10.000 до 5.000.000 рублей (статья 1252 ГК РФ).

Нельзя сказать, что влажность воздуха играет ключевую жизнь в развитии орхидеи, это не совсем так, её влияние опосредованно: одни процессы ускоряются, другие – замедляются. Однако, сказать, что низкая влажность смертельна – никак нельзя.

1.8.Влажность воздуха

Опрыскивание необходимо один или два раза в день. Обязательно использовать для опрыскиваний теплую мягкую воду. Поместите горшок с растением на поддон с влажной галькой для увеличения влажности воздуха. Не забудьте проветривать помещение.

Опрыскивание необходимо один или два раза в день. Обязательно использовать для опрыскиваний теплую мягкую воду. Поместите горшок с растением на поддон с влажной галькой для увеличения влажности воздуха. Не забудьте проветривать помещение.

Гонгора усечённая

Почтовый ящик на flowersclub.info

Гонгора – Gongora(Орхидные – Orchidaceae)

Название по латински: Gongora
Название по русски: Гонгора
Семейство: Орхидные – Orchidaceae
Родина: в тропических районах Центральной и Южной Америки

Орхидеи входящие в род гонгора относятся к эпифитным, насчитывают около 25 видов: абрикосовая – Gongora armeniaca Rchb. f. , шлемовидная – Gongora galeata Rchb. f. И т.д. Для них характерны – небольшие (8 см в длину) конические, ребристые псевдобульбы, несущие на коротком черешке два-три тонких овальных листа, длиной до 32 см, с ясно видимыми продольными жилками. Корни у гонгор тонкие, белые, растущие не только вниз, но вертикально вверх и благодаря этому образуют густые «заросли», похожие на гнездо, внутри которого и скапливаются органические вещества, необходимые для питания орхидей.
Выращивать гонгоры можно как в подвесных корзинках, заполненных рыхлым субстратом для эпифитных растений, так и на крупных блоках из сосновой, пробковой коры, причем, благодаря своим переплетенным воздушным корням, на блоках они смотрятся очень эффектно. В июле-августе в основании псевдобульб формируются многоцветковые соцветия, в начальной стадии растущие вверх, а затем поникающие (длиной до 30 см) с 15-20-тью душистыми цветами диаметром 5-7 см, окрашенных в основном в коричневые и желтые тона, с оранжевыми или красновато-коричневыми крапинками. Цветки, с перевернутой губой вверх, распускаются на дуговидных цветоножках, характерных только для гонгор, придающие цветоносам ажурный вид.

Местоположение: Гонгоры требуют светлого, но притененного от солнечных лучей места.
Температура: летом 22-25 oC, зимой 15oC
Полив: Необходим обильный – во время роста 1-2 раза в неделю, в зависимости от температуры. После цветения и вызревания бульб гонгоры нуждаются в коротком периоде покоя – относительно сухом и прохладном содержании.
Влажность: гонгоры требовательны к влажности воздуха – не ниже 60 % Для повышения влажности необходимо опрыскивание 1-2 раза в день.
Пересадка: Пересадку желательно проводить в новый субстрат весной раз в 2-3 года.
Освещение: яркое, тщательное притенение от солнечных лучей
Подкормка: В период роста проводятся еженедельные корневые подкормки удобрениями для орхидей с преобладанием азота (N P K – 30:10:10). Перед началом цветения удобрением с повышенным содержания фосфора (N P K -10:30:20). Гонгора также хорошо отзывается и на внекорневые подкормки слабой концентраций раствора удобрения.
Земляная смесь: в подвесных горшках или корзинках в субстрате для эпифитных орхидей – сосновая кора + листовая земля + рубленный сфагнум + древесный уголь (1:3:2:1)
Размножение: весной во время появления новых ростов и развития корней (обычно это приходится на весну) от разросшегося отсаживаются боковые псевдобульбы с новыми корешками..
Вредители: Гонгоры поражаются паутинным клещом, щитовкой, которые питаясь соком орхидеи сильно ослабляют ее. Для борьбы применяются инсектициды.
Возможные трудности:
Гонгора не цветет:
– не был обеспечен период отдыха с ночными перепадами температуры.
Загнивание цветоносов, новых ростков, бульб происходит:
– при появление цветоносов необходимо сокращать полив, исключая попадание воды на них;
– при поливе, опрыскивании необходимо следить, чтобы вода не попадала во внутрь новых росточков
– при низкой влажности воздуха, недостаточном поливе, чехол молодого листика сжимается, перестает расти, не раскрывается, что приводит к прорастанию листа внутрь бульбы, если вовремя не раскрыть осторожно вручную чехол.
Желтение и опадение листьев:
– попадание прямых солнечных лучей
– недостаточный полив при высокой температуры воздуха.

Читайте также:  Выращивание томатов Воловье сердце

Семейство: Орхидные – Orchidaceae (фотографии видов)

Название по латински: Gongora
Название по русски: Гонгора
Семейство: Орхидные – Orchidaceae
Родина: в тропических районах Центральной и Южной Америки

Биологическое описание

Симподиальные растения средних размеров.
Туберидии мясистые, булавовидные, двулистные.
Листья кожистые, широколанцетные, складчатые, с четко выделяющимися жилками.
Соцветие кистевидное, выходит из основания туберидия, поникающее, так что губа цветка располагается сверху.
Цветки разнообразной окраски, у многих видов обладают сильным и приятным ароматом. Средний чашелистик сросшийся с колонкой, направленные вверх, вытянутый; боковые отогнуты от её основания.
Губа сросшаяся с основанием колонки, узкая, мясистая, трехлопастная. Боковые лопасти толстые, прямые, рожковидные; средняя — сплющенная или мешковидная, выямчатая.
Колонка тонкая, дуговидно изогнутая.
Поллиниев — 2 [3] .

  • Gongora aceras Dressler, 1971
  • Gongora alfieana R.Rice, 1998
  • Gongora amparoanaSchltr., 1923
  • Gongora arcuata G.Gerlach & Toulem., 2001
  • Gongora armeniaca (Lindl.) Rchb.f., 1854
    • Gongora armeniaca subsp. armeniaca.
    • Gongora armeniaca subsp. cornuta (Klotzsch) Whitten, 1991
  • Gongora aromaticaRchb.f., 1854
  • Gongora atropurpureaHook., 1825
  • Gongora beyrodtianaSchltr., 1906
  • Gongora boracayanensis Jenny, 2008
  • Gongora bufoniaLindl., 1841
  • Gongora cassideaRchb.f., 1864
  • Gongora catilligera R.Rice, 2001
  • Gongora charontisRchb.f., 1876
  • Gongora chocoensis Jenny, 1990
  • Gongora claviodora Dressler, 1972
  • Gongora colombiana Jenny, 1990
  • Gongora cruciformis Whitten & D.E.Benn., 1994
  • Gongora dressleri Jenny, 1993
  • Gongora dylaniana R.Rice, 2003
  • Gongora ecornuta Jenny, 1983
  • Gongora erecta Whitten & D.E.Benn., 1998
  • Gongora escobariana Whitten, 1991
  • Gongora flaveolaRchb.f., 1886
  • Gongora fulvaLindl., 1839
  • Gongora galeata (Lindl.) Rchb.f., 1854
  • Gongora galeottiana A.Rich., 1845
  • Gongora garayana R.Rice, 2000
  • Gongora gibba Dressler, 1972
  • Gongora glicensteiniana Jenny, 2008
  • Gongora gratulabundaRchb.f., 1857
  • Gongora grossaRchb.f., 1877
  • Gongora hirtzii Dodson & N.H.Williams, 1989
  • Gongora histrionicaRchb.f., 1854
  • Gongora hookeri (Klotzsch & H.Karst.) R.Rice, 2004
  • Gongora horichiana Fowlie, 1965
  • Gongora ileneana G.Gerlach & Heider, 2001
  • Gongora ilense Whitten & Jenny, 1992
  • Gongora irmgardiae Jenny, 1993
  • Gongora lagunae G.Gerlach, 1995
  • Gongora latibasis (C.Schweinf. & P.H.Allen) Jenny, 1993
  • Gongora latisepalaRolfe, 1918
  • Gongora leucochilaLem., 1845
  • Gongora maculataLindl., 1833
    • Gongora maculata var. lactea Teusch., 1966
    • Gongora maculata var. maculata.
  • Gongora meneziana V.P.Castro & G.Gerlach, 2006
  • Gongora minaxRchb.f., 1866
  • Gongora nigritaLindl., 1839
  • Gongora nigropunctataSchltr., 1921
  • Gongora odoratissimaLem., 1847
  • Gongora pardina Jenny, 1985
  • Gongora passiflorolens R.Rice, 2002
  • Gongora pleiochromaRchb.f., 1860
  • Gongora portentosa Linden & Rchb.f., 1869
  • Gongora pseudoatropurpurea Jenny, 1990
  • Gongora quinquenervisRuiz & Pav., 1798
  • Gongora retrorsaRchb.f., 1854
  • Gongora rosea (Cogn.) R.Rice, 2002
  • Gongora rubescens R.Rice, 2002
  • Gongora rufescens Jenny, 1985
  • Gongora saccataRchb.f., 1854
  • Gongora sanderiana Kraenzl., 1896
  • Gongora scaphephorusRchb.f. & Warsz., 1854
  • Gongora seidelianaRchb.f., 1852
  • Gongora similisRchb.f., 1881
  • Gongora sphaerica Jenny, 1993
  • Gongora superfluaRchb.f., 1873
  • Gongora tracyanaRolfe, 1912
  • Gongora tridentata Whitten, 1991
  • Gongora truncataLindl., 1843
  • Gongora unicolorSchltr., 1923
  • Gongora vitorinoanaChiron & L.C.Menezes, 2008

Все виды рода Gongora входят в Приложение II Конвенции CITES. Цель Конвенции состоит в том, чтобы гарантировать, что международная торговля дикими животными и растениями не создаёт угрозы их выживанию.

  • Gongora aceras Dressler, 1971
  • Gongora alfieana R.Rice, 1998
  • Gongora amparoanaSchltr., 1923
  • Gongora arcuata G.Gerlach & Toulem., 2001
  • Gongora armeniaca (Lindl.) Rchb.f., 1854
    • Gongora armeniaca subsp. armeniaca.
    • Gongora armeniaca subsp. cornuta (Klotzsch) Whitten, 1991
  • Gongora aromaticaRchb.f., 1854
  • Gongora atropurpureaHook., 1825
  • Gongora beyrodtianaSchltr., 1906
  • Gongora boracayanensis Jenny, 2008
  • Gongora bufoniaLindl., 1841
  • Gongora cassideaRchb.f., 1864
  • Gongora catilligera R.Rice, 2001
  • Gongora charontisRchb.f., 1876
  • Gongora chocoensis Jenny, 1990
  • Gongora claviodora Dressler, 1972
  • Gongora colombiana Jenny, 1990
  • Gongora cruciformis Whitten & D.E.Benn., 1994
  • Gongora dressleri Jenny, 1993
  • Gongora dylaniana R.Rice, 2003
  • Gongora ecornuta Jenny, 1983
  • Gongora erecta Whitten & D.E.Benn., 1998
  • Gongora escobariana Whitten, 1991
  • Gongora flaveolaRchb.f., 1886
  • Gongora fulvaLindl., 1839
  • Gongora galeata (Lindl.) Rchb.f., 1854
  • Gongora galeottiana A.Rich., 1845
  • Gongora garayana R.Rice, 2000
  • Gongora gibba Dressler, 1972
  • Gongora glicensteiniana Jenny, 2008
  • Gongora gratulabundaRchb.f., 1857
  • Gongora grossaRchb.f., 1877
  • Gongora hirtzii Dodson & N.H.Williams, 1989
  • Gongora histrionicaRchb.f., 1854
  • Gongora hookeri (Klotzsch & H.Karst.) R.Rice, 2004
  • Gongora horichiana Fowlie, 1965
  • Gongora ileneana G.Gerlach & Heider, 2001
  • Gongora ilense Whitten & Jenny, 1992
  • Gongora irmgardiae Jenny, 1993
  • Gongora lagunae G.Gerlach, 1995
  • Gongora latibasis (C.Schweinf. & P.H.Allen) Jenny, 1993
  • Gongora latisepalaRolfe, 1918
  • Gongora leucochilaLem., 1845
  • Gongora maculataLindl., 1833
    • Gongora maculata var. lactea Teusch., 1966
    • Gongora maculata var. maculata.
  • Gongora meneziana V.P.Castro & G.Gerlach, 2006
  • Gongora minaxRchb.f., 1866
  • Gongora nigritaLindl., 1839
  • Gongora nigropunctataSchltr., 1921
  • Gongora odoratissimaLem., 1847
  • Gongora pardina Jenny, 1985
  • Gongora passiflorolens R.Rice, 2002
  • Gongora pleiochromaRchb.f., 1860
  • Gongora portentosa Linden & Rchb.f., 1869
  • Gongora pseudoatropurpurea Jenny, 1990
  • Gongora quinquenervisRuiz & Pav., 1798
  • Gongora retrorsaRchb.f., 1854
  • Gongora rosea (Cogn.) R.Rice, 2002
  • Gongora rubescens R.Rice, 2002
  • Gongora rufescens Jenny, 1985
  • Gongora saccataRchb.f., 1854
  • Gongora sanderiana Kraenzl., 1896
  • Gongora scaphephorusRchb.f. & Warsz., 1854
  • Gongora seidelianaRchb.f., 1852
  • Gongora similisRchb.f., 1881
  • Gongora sphaerica Jenny, 1993
  • Gongora superfluaRchb.f., 1873
  • Gongora tracyanaRolfe, 1912
  • Gongora tridentata Whitten, 1991
  • Gongora truncataLindl., 1843
  • Gongora unicolorSchltr., 1923
  • Gongora vitorinoanaChiron & L.C.Menezes, 2008

Поэзия и проза испанского барокко

Если продолжить характеристику стиля, то стоит обратить внимание и на смелость, с которой Гонгора нарушает грамматические и синтаксические правила. Это пренебрежение нормами грамматики и синтаксиса вызывало особое раздражение у современных поэту критиков. Однако сам автор за счет этих нарушений пытался придать языку новое качество, лишить его налета привычности и предсказуемости, заставить читателя более напряженно воспринимать текст. Кроме того, подобная свобода предоставляла ему больше возможностей в музыкальной организации текста. Многие современники признавали, что пи одному испанскому поэту не удавалось достичь такого совершенства во владении звуком как Гонгоре. Поэтический ритм, мелодия стиха начинают нести в поэме «Одиночества» большую смысловую нагрузку, чем в ранних произведениях. Так, например, в одном из эпизодов Гонгора рассказывает, как герой вместе с рыбаками на двух лодках выходит в море. Одна лодка заметно больше другой, она стремительно летит по морским волнам, почти не замечая их ударов. Другая же плывет гораздо медленнее и, словно молодой бычок, бодает каждую волну. И вот это различие в движении Гонгора пробует передать с помощью стихотворного ритма. В первом случае он использует стремительный и ровный ритм, во втором же — ритм более рваный и медленный.

Луис де Гонгора – противоречивый гений, ставший основателем культизма

in Литература 11/10/2014 4,994 Просмотров

Луис де Гонгора является не просто одним из величайших представителей испанской поэзии. С его легкой поэтической руки в барочной лирике зародилось новое направление – культизм, которое позже стали называть по имени своего основоположника «гонгоризмом».

Надо сказать, что сам Гонгора был отнюдь незаурядной личностью, и, будучи рожденным в весьма противоречивую эпоху, совмещал в своей личности, казалось бы, абсолютно антагонистичные начала. Будучи ученым-эрудитом, трудившимся на интеллектуальной ниве, он зачастую вступал в острую литературную полемику и, к тому же, отличался невероятным азартом в карточных играх и очень почитал корриду. Тем не менее, Гонгора – это, прежде всего эстет, которому было свойственно тонкое ощущение красоты мира материальных вещей, отраженное в его творчестве, лейтмотивом которого стала глубоко философская идея эпохи Возрождения, берущая свои корни еще в античных временах, о художнике-демиурге, соперничающим с божественным началом.

Полное имя испанского поэта звучит Луис де Гонгора-и-Арготе, а родился он в 1561 году в Кордове, где и провел большую часть своей жизни. Происходил литератор из старинного, но, тем не менее, обедневшего дворянского рода. Отцом его был коррехидор, то есть, судебный исполнитель, а потому неудивительно, что Гонгора получил юридическое образование в университете Саламанки, где, к тому же изучал еще и теологию.

“Одиночества” в толпе: Луис Гонгора как зеркало барокко

И да, далее будет (сорри) многобуков, лишь разбитых картинками на главки по два абзаца, так что кому в принципе не интересно про испанскую поэзию XVII века – не читайте сразу.


Луис Гонгора, портрет работы Диего Веласкеса (вельми кликабельно)

Луис де Го’нгора и Арготе (правильнее Арготе и Гонгора, но поэт очень любил мать и, вопреки распространенному обычаю, ставил ее фамилию перед фамилией отца), живший в 1561-1627 годах – крупнейший поэт испанского Золотого века, даже по сравнению с такими титанами стихотворного слова, как Лопе де Вега, Кеведо или Кальдерон. Ибо Лопе и Кальдерон были по большей части всё-таки драматургами, и в лирической поэзии соперник у Гонгоры был только один – Кеведо, и соперник равновеликий, однако дон Франсиско еще и по прозе “сильно ударял”, оттого на “большие формы” в стихах не отвлекался. Так что дон Луис как “чистый поэт” будет самым самым. Тем паче, что испаноязычные (то есть, и в Латинской Америке тоже) литературоведы (и не только – поклонниками Гонгоры были известнейшие поэты и писатели, как то Рубен Дарио, Гарсия Лорка, или Лесама Лима; но вот, кстати, аскетичный и несмеющийся интеллектуал Хорхе Луис Борхес недвусмысленно предпочитал Кеведо) до сих пор любят писать именно о нем – потому что творчество его “дает бесконечные поводы”.

Проще говоря – Гонгора до сих пор “один из ихних всё” испанской литературы. Чем же так примечателен этот скептичный и холодноватый человек (см. портрет выше)? Вот уж не биографией – всю жизнь Гонгора двигался по церковной карьере, став каноником капитула (совет, помогающий епископу управлять епархией, а каноники – участники этого совета) Кордовского собора, а затем добившись даже должности капеллана (священника домашней церкви) короля Филиппа III (не принесшей, впрочем, ни особого влияния, ни денег), но под конец жизни впал в бедность, психически заболел (потерял память) и вернулся в родной город, где вскоре умер. Вопреки стереотипам об испанских клириках, жизнь он вел совсем не благочестивую, а вполне светскую, что и отразилось в его поэзии.


Могила Гонгоры в Кордовском кафедральном соборе (кликабельно)

Именно своими стихами воздвиг дон Луис “памятник себе нерукотоворный”. Ибо в его творчестве “достигло высшего пика” искусство испанского (да и мирового, наверное, тоже) барокко. С этим стилем у большинства из нас “довольно сложно” – даже школьного образования хватает, дабы вспомнить, что такое ренессанс (“подражание античным образцам”), классицизм (думаю, всё-таки любой мало-мальски образованный человек вспомнит про “правило трех единств”, а там можно “логически развернуть всю цепочку”) или романтизм (здесь в основном на конкретных примерах – писатели-романтики до сих пор популярны и читабельны). А вот это самое барокко, между ренессансом и классицизмом – оно какое?

Само слово “барокко”, как утверждают литературоведы, пришло из португальского – так называли раковины неправильной, причудливой формы. Именно нарочитое усложнение, замена реальности некоей “игрой ассоциаций”, склонность к тонким и многочисленным деталям, эпитетам, сравнениям и параллелям отличают литературу (и не только – музыку, живопись, архитектуру) барокко. При этом материалом для “усложнения и игры” служили как раз “открытые” и введенные в “культурный разговор” ренессансом античные шедевры – все поэты барокко без исключения были начитаны “на итальянском и латыни”, а многие еще и в древнегреческом, и щедро черпали образы, эпитеты, метафоры и сюжеты из античного искусства. Пользуясь “слегка поэтической метафорой” – барокко переводило простые вещи и истории на язык “высокого искусства”, попутно этот же язык и создавая, ведь испанский (например) литературный как раз и рождался в произведениях Лопе, Кеведо, Кальдерона и Гонгоры.

Читайте также:  Ирисы отцвели: что дальше с ними делать, подготовка к зиме


Деталь внутренней отделки собора в городе Санта-Мария-Тонанцинтла – мексиканское барокко (кликабельно)

Начинал поэт Гонгора в традиционном русле – писал романсы (испанские романсы – это не “городской шансон”, а фольклорная форма лиро-эпического или чисто лирического стихотворения с ассонансами – неполными рифмами с одинаковыми гласными), летрильи (сатирические песенки с повторяющимися рефренами), сонеты (пришедшая из итальянской литературы форма стихотворения, написанного одиннацатисложными строфами с рифмовкой ABBA ABBA CDE CDE, хотя “были варианты”), причем в каждом из этих жанров добивался впечатляющих результатов (ежели сонеты писала тогда каждая образованная собака, и “чисто по методу перехода кол-ва в кач-во” хорошие получались много у кого, то романсы Гонгоры до сих пор считаются “высшей точкой”). Однако наибольшую славу и признание фанатов (вплоть до сего дня), как и ненависть и обструкцию “небображевателей”, принесли сочинения, написанные в “темном стиле”, получившем название культеранизма (ака культизма – насколько я понял, так называли в испанском языке слова, перенесенные из латыни, для создания именно того самого ощущения “языка высокого искусства”), или же гонгоризма.

Это романс “История о Пираме и Фисбе“, а также поэмы “Сказание о Полифеме и Галатее” и “Одиночества” (ака “Уединения“). Как раз эти две поэмы, никогда не переводившиеся доселе на русский, и составили оный сборник – вкупе с подборкой других стихов Гонгоры (и среди романсов – также “История Пирама и Фисбы“). Это авторский сборник, все переводы принадлежат Павлу Грушко (по ссылке – интервью с ним) как и вступительная статья и комментарии – текстов и “о тонкостях перевода”. Так что наконец-то “главный труд” всей жизни “белокрылого лебедя” (так назвал Гонгору в сонете, написанном по поводу его кончины, Лопе де Вега) дошел и до русскоязычного читателя. И мы наконец-то можем перейти к конкретному вопросу “о чем это?”.

Уединения” (они же “Одиночества” – исп. Soledades) по замыслу автора должны были состоять из четырех песней (по “временам человеческой жизни”), действие каждой из которых происходит в новых декорациях – в полях, на берегу моря, в лесах и в пустыне. Однако закончить дон Луис смог только первые две песни. Сюжет более чем прост – некий молодой человек, “прекраснее, чем Ганимед” (отсюда современные “модные критЕГи” выводят “гомосексуальную тему”, хотя в тексте поэмы юноша неоднократно сетует на несчастную любовь “к ней“) стал жертвой кораблекрушения и выброшен на незнакомый берег. Там его встречают пастухи и отводят в село, где как раз празднуют свадьбу (первая песнь), а потом рыбаки перевозят его на некий остров, где живет старик и шесть его дочерей (вторая песнь), на обратном пути с которого они встречают соколиных охотников.

Даже тут нетрудно заметить, что “уединение” совсем не одиноко, а как бы “в толпе” – ежели человек чувствует себя одиноким на шумной свадьбе, или в компании рыбаков и рыбачек, или охотников, пышущих жизнью и здоровьем (одна дочка старика в одиночку убила тюленя, вторая – вообще поймала морскую чуду-юду), то речь явно об уединении экзистенциальном (как сказали бы в ХХ веке) – “одиночестве души”. Впрочем, автор эту тему почти не развивает, целиком предавшись вычурной игре – “зашифровывая” обычные пейзажи и действия невероятными эпитетами, античными ассоциациями и невероятными сравнениями. (К сожалению, даже отрывков перевода в сети нету, так что придется верить мне на слух, как Рабиновичу – вот, разве, очень маленький кусочек.) В общем, чтение не для любителей “легких стишат” – но автор еще при жизни отвечал тем, кто его в этом упрекал: сие для пытливых умов, которые “разгадают загадки” и получат от этого удовольствие.


Титульный лист “Уединений” с посвящением герцогу де Бехару (кликабельно)

Сказание о Полифеме и Галатее” написано в этом же самом “темном стиле”, но уже на конкретный сюжет соответствующего древнегреческого мифа – о “треугольнике” циклопа Полифема, нимфы Галатеи и Акида, сына бога Пана и нимфы. Ревнующий монстр застал влюбленную парочку “с поличным” и в ярости убил Акида скалой, которую в него бросил – за что мать Галатеи превратила вьюноша в ручей. Написано октавами – редким в русском стихосложени размером из восьми строк с одинаковыми рифмами. Отрывки можно почитать вот тут. Вошли в сборник и лучшие из романсов, летрилий и сонетов (см. выше), а также несколько “ругательных” стихотворений Кеведо в адрес Гонгоры.

Ибо дон Луис и дон Франсиско были литературными антагонистами и врагами по жизни – Кеведо не только поносил Гонгору в стихах, называя за употребление “непонятных слов” Жаргонгорой, но и, например, купил дом, где тот снимал квартиру, чтобы выгнать соперника на улицу. Дон Франсиско всячески поносил культеранизм, называя его “латиноболтовней“, и даже изобрел собственный “антитемный стиль” – консепсизм, “типа как бы светлый и понятный языком”. Гонгора несколько раз ответил ему в стихах же, и эта “переписка” хоть и не украсила память об обоих вежливостью и приличиями (в выражениях и оскорблениях оба мэтра себя не стесняли), зато “осталась в анналах” как образец “разящего стиха” с обоих сторон. Не всё было ладно и между Гонгорой и Лопе де Вегой – есть стихи, поносящие дона Лопе, написанные от имени дона Луиса, в авторстве которых он, однако, официально не признавался. Однако после смерти Гонгоры де Вега откликнулся печальным слонетом – см. выше.


Автограф Гонгоры

В общем, вот таков он, дон Луис де Гонгора, человек и стихотворец – в кривом зеркале моего псевдописательского недоталанта. Надеюсь, хоть кто-то после этой неуклюжей попытки “сказать буквами” заинтересуется его творчеством и книгой (отзывы в каментах приветствуются). Ибо это вам не чтением Евтушенки, Блока (или даже, да-да-да, Бродского!) хвастаться, это классика (ну, немного сознательного эпатажа для эффектной концовки, ага)!

З.Ы. Оный пост писался практически весь день (с перерывами, естественно, на другие дела), и тот, кто не поставит лайк – обидит автора. Шутка, конечно (наверное. ).

Именно своими стихами воздвиг дон Луис “памятник себе нерукотоворный”. Ибо в его творчестве “достигло высшего пика” искусство испанского (да и мирового, наверное, тоже) барокко. С этим стилем у большинства из нас “довольно сложно” – даже школьного образования хватает, дабы вспомнить, что такое ренессанс (“подражание античным образцам”), классицизм (думаю, всё-таки любой мало-мальски образованный человек вспомнит про “правило трех единств”, а там можно “логически развернуть всю цепочку”) или романтизм (здесь в основном на конкретных примерах – писатели-романтики до сих пор популярны и читабельны). А вот это самое барокко, между ренессансом и классицизмом – оно какое?

Гонгор Машеев – пример самоотверженности и стойкости

С раннего детства он мечтал о профессии механизатора. В 1935 году устроился трактористом в колхозе «Заветы Ильича». И ни разу не изменил своей профессии.

Каждый хочет вас обчесть Луис де Гонгора пер.С.Ф.Гончаренко

Каждый хочет вас обчесть.
Так и есть.
Баба дому голова.
Черта с два!

“Кто без денег – тот бездельник;
Без эскудо – скудоум”, –
Судит толстый толстосум.
Богу мил богатый мельник,
А не богомол-отшельник.
Деньги купят рай и честь.
Так и есть.

Но поверить сдуру крале,
В чье окно стучится рать
Ухажеров, и считать,
Что помянутая краля
Изменяет вам едва ли:
Зря-де злобствует молва, –
Черта с два!

Продается все на свете!
Кто с мошною – тот сеньор.
Распродал дворянство Двор;
Может пень, в магистры метя,
Степень в Университете
За дукаты приобресть, –
Так и есть.

Потаскушки из столицы
В Ронде дамами слывут.
Призадумаешься тут.
Но поверить, что девицей
Стала ты, успев проститься
С повитухою едва, –
Черта с два!

Просит милостыню нищий,
А в ответ он слышит: “Прочь!”
И не вздумают помочь
Ни грошом ему, ни пищей,
Пусть в кармане даже тыща,
А в кубышке и не счесть, –
Так и есть.

Но считать, что тверже стали
Дух у дона Размазни,
Оттого что искони
Он при шпаге и кинжале,
Воротник его в крахмале
И в помаде голова, –
Черта с два!

Сможет опытный сутяга,
Будь он даже казнокрад,
Выплыть по реке Дукат
(Если только он не скряга)
Из болота Передряга
В море под названьем Честь, –
Так и есть.

Но чтоб верная супруга
Разноглазых дочерей
Понесла вдруг, хоть убей,
От законного супруга,
Если год уже округа
Знает, что она вдова, –
Черта с два!

(Пер. С.Гончаренко)

Запись с магнитофона около 1992 года.

Рейтинг работы: 37
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 531
© 21.04.2016 Владимир Трусов
Свидетельство о публикации: izba-2016-1653290

  • ««
  • «
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • »
  • »»

Долорес 13.10.2016 11:41:17
Отзыв: положительный
Преклоняюсь перед переводом мэтра и перед замечательным исполнением гитариста! Всё, что связано с Испанией – близко до боли. !MUCHAS GRACIAS! DOLORES

Татьяна Легкодимова 10.09.2016 19:13:08
Отзыв: положительный
Владимир! У меня плохая скорость, немного тянуло. Но с лёгкостью исполняется! Интересно слушать!А какой текст! Жаль, автору не могу выразить благодарность! Спасибо за удовольствие!

Я начал особенно ценить Перевод после этого произведения. Интересно наблюдать за Вами на этой стезе. Вы полностью проникаетесь первоисточником по мысли,но на сколько становится близок характер, сложно судить без знания языка.

Спасибо! Я долго сомневался, выставлять ли эту песню? Есть, более полное по тексту, эмоционально и музыкально совершенно качественное лучшее исполнение Олега Саенко. Моя версия, больше приближена к злобе дня для слушателей. Хотя мысль, о том что сплетням о женщинах люди уделяют больше внимания, чем главным порокам, ни мне, ни ему не удалось вывести на первый план. Тогда, мне не хватило исполнительских приемов, сделать произведение двойным по смыслу, ироничным и веселым. С ужасом осознаю, что большая часть авторов моих песен и современников поэтов, поэтов-переводчиков,рано ушла из жизни так и не услышав отзывы о совместных работах. С уважением Владимир.

Но поверить сдуру крале,
В чье окно стучится рать
Ухажеров, и считать,
Что помянутая краля
Изменяет вам едва ли:
Зря-де злобствует молва, –
Черта с два!

Re: Stanhopeinae (Gongora, Stanhopea etc)

Сообщение Алтапова Татьяна » 17 дек 2008, 00:48

Сообщение MarNica » 18 дек 2008, 15:29

Evaluation of the poem Solitudes by Luis de Gongora in the light of the rhetorical poetry theory

The analysis of Luis de Gongora-y-Argote’s (1561-1627) Great poems considers them as integrity. The common character of these poems is a pilgrim and his alter ego the old man from Solitudes. The pilgrim differs cardinally from the whole Gongor’s system of personages. This system appears as a background around the central personage. In the temporal sense we can trace the development of the imaginative world around the main character. This process, according to Mikhael Bakhtin, is the nerve of the aesthetic activity during the artistic reality creation. The Gongor’s Solitudes conform to the baroque principles: the pastoral principles, the theatre tragedy principle and the principle of the melodiousness.

Поступила в редакцию 18.11.2005 г.

Мятежный священник

Во время его подготовки в качестве священника, в дополнение к посещению того, что в то время считалось осквернением, он также посвятил себя написанию стихов в сатирическом стиле. В 1589 году, как racionero собора Кордовы, он путешествовал по нескольким городам Испании и воспользовался возможностью, чтобы написать многочисленные стихи.

Во время путешествий он имел возможность познакомиться со многими личностями. Он воспользовался возможностью посетить различные собрания и литературные школы. Он был постоянным критиком некоторых поэтов своего времени; эти поэты, в свою очередь, обратили внимание на свою поэтическую работу.

Несколько раз он был санкционирован епископом Франсиско Пачеко. Его обвиняли в том, что он ведет расточительную жизнь и пишет стихи с неприемлемым содержанием. Обвинения были связаны больше с местами, которые он посещал, чем с пренебрежением религиозными заповедями.

Он был похоронен в часовне Сан-Бартоломе, расположенной в соборе Кордовы. В этом месте его родители были похоронены, и в некоторых сильных эпизодах его болезни он попросил отдохнуть там. Это был не пример жизни, а как писать стихи.

Добавить комментарий